Смысл строить есть всегда.

17 июля 2013

У Александра Павловича Жда­нова мы долго просили дать ин­тервью для Вестника Совета. Он отнекивался — не люблю я этого. Что говорить? Работа­ем. И все-таки нам удалось на­коротке побеседовать и попы­таться понять — какой он Глава самого северного района Том­ской области.

- Александр Павлович, вся Ваша жизнь связана с Алексан­дровским районом.

Я здесь родился. Но не в самом Александрово, а в деревне Ларино. Это 15 километров от Александрово. В школе Ларино было всего 4 класса и 6 лет я учился в интернате в Алек­сандрово. Потом закончил Томский педагогический институт и опять вернулся в Александровский район. Правда преподавателем проработал всего несколько месяцев и меня на­значили директором школы в дерев­не Лукашкин Яр. Через четыре года — председателем сельского совета. Ну, тогда не выбирали, партия ска­зала и все. Потом стал секретарем парткома совхоза, а затем — дирек­тором совхоза. Пришлось еще два института за­кончить. Последний — когда стал работать главой района. А до этого, раз сельским хозяйством занимал­ся, пришлось учиться в Сибирском сельскохозяйственном институте. Супруга у меня тоже родом из Томской области, из Чаинского рай­она. Она педагог, преподавала рус­ский язык и литературу. Двое сыно­вей, трое внуков.

- Вы в местном самоуправлении с 1996 года. На какое-то время уходили со службы, окунулись в производственную сферу. В 2010 году александровцы вновь избрали Вас главой района. Каким Вы увидели местное самоуправление после пятилетнего перерыва?

Бюрократии больше стало. Раньше было хоть и трудно, но работа была более живая. А сейчас документы, отчеты, согласования. Превратилось местное самоуправление в чиновничий аппарат. Работа с людьми, конечно, всегда была и будет. Но бумаг очень мно­го и, естественно, остается меньше времени на людей. Практики стало, в какой-то мере, меньше. Стали и меньше строить. Рабо­тая в свое время директором совхо­за, с 1987 по 1996, я больше строил, чем сейчас весь район. О чем гово­рить? Мы сегодня так, ретушируем. Сайдингом обшили, стеклопакеты поставили и считаем, что мы огром­ное дело сделали.

- А есть ли смысл строить большие объекты, для кого? Ведь население в районе умень­шается, молодежь уезжает.

Смысл строить есть всегда. Жи­лья у нас сегодня очень много стро­ится. И надо сказать что хорошее, добротное жилье: меньше ста ква­дратов уже и не бывает. Причем дома газифицируются, 25-30 лет на­зад мы точно об этом не думали. Тогда в райцентре было порядка 36 угольных котельных. Сегодня они все переведены на газ. И молодые не все уезжают Есть те, которые возвращаются, есть и те, кто сразу остается, работает. У нас же нефтегазовый край, поэтому мно­гие идут работать к газовикам и не­фтяникам.

- Когда Вы избирались в 2010 году главой района, Вы ставили перед собой какие-то задачи. Се­годня 2013 год. Что удалось за это время? Чем вы довольны?

Во-первых, меня удовлетворя­ет то, что мы, наконец-то, построи­ли хороший, современный спортив­ный зал. Второй крупной задачей было по­строить детский сад. Вопрос решает­ся и, я думаю, что буквально в июле ТДСК должно начать строительство. Третье - это газификация. В этом году у нас с газификацией по­хуже. Четвертая задача — проведение водопроводов и чистая вода. Мы за эти три года построили три станции химводоочистки, причем хороших. И у нас на сегодняшний день три чет­верти райцентра обеспечено чистой водой. В этом году мы должны по догово­ренности о социальном партнерстве с газовиками, подготовить и устано­вить модульную установку по очист­ке воды еще в одном микрорайоне. Так без чистой воды у нас останется только одна территория -  это быв­ший рыбокомбинат. То есть, если мы нормально сработаем, то к кон­цу следующего года «закроем» чи­стой водой весь райцентр. Я счи­таю, это большое дело. Лет 10 назад мы об этом даже и не мечтали. Сей­час уже начинаем решать проблему очистки воды и по другим деревням: устанавливаем маленькие компакт­ные установки для питьевой воды. В одной деревне, в Прохоркино, такая установка уже стоит. В прошлом году мы закупили го­ризонтальную буровую установку для прокладки водопроводов, стро­им водопроводы. Можно делать и больше. Весь во­прос в деньгах. Этот бюджетный год мы начали без каких-то серьезных решений. Бюджет датируемый, на какие-то мероприятия денег просто нет.

- То есть о каком-то стра­тегическом планировании гово­рить трудно?

Программа у нас, конечно, есть. И мы знаем, что нам надо делать. Но пока денег нет, она не работает. В прошлом году мы получили больше денег, чем планировали на аренде земли, за счет нефтяников. И в этом году за негативное воздействие на природу мы тоже получили 18 мил­лионов. Вот на эти деньги и начина­ем что-то делать. Мы очень рассчи­тывали на газопровод, который пла­нировался на Китай.

- А как реализуются в районе другие направления, о которых Вы говорили на VIII Съезде Сове­та муниципальных образований Томской области. Я имею в виду развитие малого и среднего биз­неса. Ведь из-за сложной транс­портной схемы район можно от­нести к районам «рискованного предпринимательства».

Исторически так сложилось, что промыслы нашего района - это рыба и рыбопереработка. Протяжен­ность реки по району самая большая в области. С другой стороны, транс­портной схемы никакой: зимой две деревни вообще выпадают из общей схемы, туда только вертолетом мож­но долететь. Я выступал не Съезде. Говорил, что мы должны восстановить про­мысел. А чтобы восстановить про­мысел надо запустить коптильный и консервный цеха, нужно соответ­ствующее оборудование. По дерев­ням нужны соответствующие льго­ты для тех, кто рыбачит. Поскольку электроэнергия у нас вырабатыва­ется на дизельных электростанциях, она очень дорогая, 17-20 рублей за киловатт. Никакой предприниматель этого не выдержит. А без холодиль­ных установок тоже не обойдешься. Мы в прошлом году вложили мил­лион, из них 200 тысяч рублей пош­ли на компенсацию затрат по элек­троэнергии.

В этом году тоже миллион напра­вим из своего бюджета на развитие рыбной промышленности. Поддер­жим тех, кто занимается рыбодобычей: на приобретение сетей, сна­стей, различного оборудования, тех­ники и так далее. Иначе их продук­ция станет неконкурентоспособной и производство нерентабельным. В прошлом году мы уже организо­вали три стреж-невода. В этом году планируем организовать еще три. Работать должно одновременно, как минимум, 12 человек. Там есть и за­сольная, и морозильная, куда рыбу сразу сдают. Тот же вопрос стоит по дикоро­сам. В каждой деревне надо сделать приемные пункты, прежде всего мо­розильные.

Но, все-таки, главная проблема - это транспортная доступность. Если со стороны городов Нижневар­товска и Стрежевого стоимость тон­ны груза — 150-180 рублей, то со стороны Каргасокского района пере­права в Новоюгино обойдется в 600 рублей за тонну. Вот и выходит: мы вынуждены договариваться, заклю­чать договоры о льготном проезде для наших предпринимателей. Есть технологическая дорога Медведево-Пионерное, принадле­жащая ОАО «Томскнефть». Мы дого­ворились с нефтяниками о бесплат­ном пропуске до райцентра лесовоз­ов и техники грузоподъемностью до 5 тонн. В целях снижения налогового бремени для предпринимателей, за­нимающихся торговлей и оказанием услуг, Думой Александровского рай­она было принято решение о пони­жении коэффициента К2 к базовой доходности по единому налогу на вмененный доход. Эти коэффициен­ты на сегодняшний день у нас самые низкие в области.

- А какие перспективы по восстановлению консервного за­вода?

Конечно, запуск консервного цеха потянет за собой рыбодобычу, а значит и увеличение рабочих мест. Когда-то в этой отрасли работало 500-600 человек. Консервный завод, когда обан­кротился рыбокомбинат, купил ниж­невартовский предприниматель и в 2006 году он его просто закрыл. Но, по крайне мере, он его сохраняет за вод в нормальном состоянии. Сегодня нельзя работать как в партийные времена, скомандовал и все. Собственники сами решают судьбу своего имущества. Есть мнение, что нет смысла кон­сервировать рыбу в Александров­ском районе, что здесь надо толь­ко добывать и морозить. А консерв­ный завод ставить под Томском или в Томске. Посмотрим...На сегодняшний день основное — это, конечно, нефтяники и газови­ки. Вся надежда на них.

- Как складываются у вас от­ношения с нефтегазовыми пред­приятиями?

Со всеми мы выстраиваем хо­рошие деловые отношения. «Том­скнефть» всегда помогает. Догово­ры о социальном партнерстве всег­да своевременно заключаются. Еще одно крупное предприятие по перекачке газа - «Газпромтрансгаз». Там работает около 400 чело­век. Может в денежном выражении они помогают нам и меньше, но в техническом плане район получает от них большую поддержку. У них мощная грузовая техника. В свою очередь, для работников нефтегазовых предприятий наша территория становится спальным районом. Создаем для людей быт и условия проживания.

Беседу провела Н.В. Лиманская

Просмотров: 740

Глава Александровского района

Адрес
Администрация Александровского района

636760, Томская область, с.Александровское, ул. Ленина, 8

Телефон (38255) 2-43-03
E-mail alsadm@tomsk.gov.ru

Задать вопрос